Стадии укрощения ума - Шаматха (тиб. ཞི་གནས་ - шине) и Випашьяна (тиб. ལྷགས་མཐོང་- лхагтонг).
1. На первой стадии слон и обезьяна совершенно черные — наш ум не способен сосредоточиться на объект медитации;
Черный слон (сознание) сперва идет на поводу у черной обезьяны (блуждании мыслей, рождающихся в возбужденном уме). Мы должны поймать этого слона, набросив на него петлю памятования, зацепив его крюком бдительности и заставить сосредоточиться на выбранном нами пути;
2. На 1-ой и 2-ой стадии монаху не удается поймать «слона» своего ума, и он убегает от него безоглядки;
3. На 3-ей стадии монах накидывает лассо, и слон поворачивает голову. Слон и обезьяна начинают постепенно светлеть, что говорит о постепенном увеличении ясности и устойчивости мысли. Также на этой стадии на спине у слона появляется кролик, он символизирует тонкую притупленность ума, которая мешает нам ясно видеть объект медитации;
4-5. С 4-ой по 5-ую стадию животные оглядываются назад, и мы замечаем, что наш ум отвлекается, и тотчас же возвращаем его к объекту медитации;
6. На 6-ой стадии мы становимся поводырем нашего ума и мыслей;
7. На 7-ой стадии кролик изчезает, так как тонкая притупленность и возбужденность ума возникают крайне редко, а возникая, прекращаются малым усилием;
8. На 8-ой стадии главные препятствия для медитации преодолены — исчезают кролик и обезьяна, а слон становиться абсолютно белым;
9. На последней, девятой стадии, где монах изображен верхом на слоне, он приобретает гибкость ума и тела;
10. Он покорил «слона» своего ума и достиг единства шаматхи (умиротворения ума) и випашьяны (проникновения в суть явлений).